По материалам ФАУ «Главгосэкспертиза России»
Национальный отраслевой форум «ОСМ» – одна из самых эффективных площадок для открытого диалога между властью, строительным бизнесом и производителями строительных материалов. Организаторы форума – Минпромторг России и Ассоциация НОПСМ. Участниками и гостями деловой программы форума стали представители Минстроя, Минтранса, Росаккредитации, Росстандарта, Росавтодора, Ростехнадзора, Фонда развития промышленности, правительства Москвы, администрации Санкт-Петербурга, корпорации «ТехноНИКОЛЬ», ПАО «СИБУР Холдинг», ХК «Русал», ООО «Евраз холдинг», ЗАО «Евроцемент груп», Госкорпорации «Росатом», ГК «ЛСР», ОАО «РЖД» и т.д. Основное внимание участники и гости проявили к вопросам развития производства стройматериалов в увязке с потребностями строительной отрасли. В этой связи большой интерес вызвали выступления представителей Главгосэкспертизы с оценкой достигнутых результатов и дальнейшими планами реформирования системы сметного ценообразования в строительстве.
По мнению Главгосэкспертизы, основные задачи каждого этапа реформы выполнены:
Однако, если по первому пункту выполнение – стопроцентное, то по остальным остаются существенные риски, требующие дополнительных мероприятий. Так, не закончена актуализация и синхронизация сметных баз и нормативов, здесь предстоит еще много работы. Но особое беспокойство вызывает динамика наполнения ФГИС ЦС и качество самой информации. Например, анализ результатов автоматических расчетов во ФГИС ЦС показывает, что агрегированная цена конкретного ресурса в заданной ценовой зоне и в заданном периоде времени не отражает ее реальный уровень – система выдает некорректный результат, разница в 20% и более по сравнению с фактом. Поэтому, как отмечают представители Главгосэкспертизы, необходимо время на уточнение методик и регулирование правил расчета.
Но основная проблема – это недостаточность информации во ФГИС ЦС о цене строительных ресурсов, что не позволяет одномоментно перейти на ресурсную модель.
В настоящее время данные о стоимости строительных ресурсов в систему вносит около трети зарегистрированных производителей по номенклатурным позициям, составляющим приблизительно восьмую часть от всего списка. Для стимулирования наполнения ФГИС ЦС от Минстроя и Главгосэкспертизы звучат предложения об административном наказании тех, кто обязан, но не предоставляет ценовую информацию, а также за ее низкое качество. Более того, не внесенные в систему строительные ресурсы предлагается рассматривать как контрафактные с запретом их использования.
Из-за неготовности информационной базы принято решение о поддержании в рабочем состоянии ранее замороженного базисно-индексного метода, о возможности применения ресурсно-индексного метода, а также целесообразности введения до 2022 года переходного периода, когда во ФГИС ЦС могут быть указаны кроме цен непосредственно производителей фактические цены крупных поставщиков.
Для окончательного перехода на ресурсную модель Главгосэкспертизой запланирован ряд мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования и ценообразования, а также внесению изменений в отдельные нормативные правовые акты.
Актуализированный план включает более полусотни мероприятий, большинство из которых должны быть исполнены в 2020-2021 годах.
1. Создание системы мониторинга стоимости строительных ресурсов с дополнительными источниками информации:
2. Совершенствование ФГИС ЦС и ИАС ЦС:
1. Градостроительный кодекс РФ:
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации:
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: наделение Федеральной налоговой службы полномочиями по участию в процедуре мониторинга цен строительных ресурсов.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: установление административной ответственности производителей и поставщиков строительных ресурсов, а также юридических лиц, осуществляющих перевозку строительных ресурсов автомобильным транспортом, за нарушение требований предоставлять информацию о ценах на строительные ресурсы.
5. Федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд: введение обязанности заказчика, регионального оператора при подготовке документации о закупках устанавливать требования о запрете заключать договоры с производителями и поставщиками, которые отсутствуют в перечне юридических лиц, обязанных предоставлять информацию о ценах строительных ресурсов. Такой запрет должен распространяться на всю цепочку договоров в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, а также договора с подрядной организацией при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
6. Постановление Правительства РФ от 23.12. 2016 № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов:
7. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации:
8. Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 № 959 о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве:
В ряду прозвучавших предложений об изменениях в нормативных актах «выстраданным» и особенно долгожданным является расширение источников информации о стоимости строительных ресурсов: теперь при формировании сметных цен будет приниматься информация не только от производителей, но и от поставщиков (торговых домов, официальных дилеров и т.п.).
Необходимость такого изменения озвучила руководитель рабочей группы по методологии определения сметных цен на материальные ресурсы при Минстрое России Ольга Гаращенко, генеральный директор ECCON GROUP, на первом совместном заседании представителей Минстроя и строительного сообщества по вопросам реформы сметного ценообразования. Последовательная и добросовестная работа экспертов с властью дала плоды.
На форуме ОСМ-2019 Ольга Гаращенко выступила с другой крайне важной инициативой – внести поправки в законодательство о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд – прежде всего, в 44-ФЗ – для соблюдения интересов каждого реального участника строительного процесса.
Вся логика реформы сметного ценообразования в настоящее время нацелена на достоверное определение сметной стоимости строительства, которая является основой для установления начальной (максимальной) цены государственного контракта – НМЦК. В рамках действующего законодательства госзаказ выигрывает тот участник электронного аукциона, который предложит наименьшую цену. Как показывает практика, в процессе торгов начальная цена значительно снижается (бывает на четверть и более). Так как сметная стоимость строительства не содержит резервов на такие обстоятельства, выполнить строительный проект качественно и в заданные сроки при отсутствии надлежащего финансирования невозможно. Таким образом, существующая система госзаказа сама провоцирует срыв контракта и убыточность его фактического исполнителя – подрядчика. Дошло до того, что в последние годы, например, уже два из трех предприятий дорожного строительства являются убыточными. Растет риск того, что скоро не хватит подрядчиков для реализации ключевых национальных проектов.
Поэтому Ольга Гаращенко предложила внести в план мероприятий по развитию реформы сметного ценообразования корректировку 44-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, которая должна обеспечить условия для эффективной работы всем исполнителям государственного контракта, в том числе за счет корректного формирования сметной стоимости строительства и на ее основе НМЦК.