Вопрос обеспечения безопасности, эффективности и качества жилищного строительства является обязательным и неотъемлемым условием решения задачи увеличения объемов жилищного строительства, а применение некачественной и фальсифицированной продукции недопустимым.
Оборот некачественной и фальсифицированной строительной продукции носит угрожающий характер, доходя в отдельных рыночных сегментах до 50-60%, причем речь идет не только о материалах, реализуемых на строительных рынках, но и о поставляемых на строительство индустриальных объектов, многоквартирных домов, капитального ремонта МКД, объектов государственного заказа всех уровней!
В настоящее время, одной из самых распространенных проблем, с которыми обращаются к нам производители и потребители строительных материалов, является оборот сертификатов добровольного подтверждения соответствия, выданных с существенными нарушениями порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Среди часто встречающихся нарушений можно выделить следующие:
Отдельно необходимо отметить проблему невозможности прекращения действия выданных сертификатов при выявлении несоответствия заявленных в нем характеристик фактическим характеристикам материала. Прежде всего, это касается вопросов, напрямую влияющих на безопасность объекта в процессе эксплуатации – горючесть материала, прочностные характеристики и т.д.
Другая серьезная проблема заключается в том, что действующие нормативно-правовые акты в отношении систем сертификации имеют существенные пробелы, используемые недобросовестными производителями. К ним, прежде всего, относятся:
В прошедшем году вступили в силу требования к обязательному подтверждению соответствия в виде обязательной сертификации либо декларированию продукции ряда строительных материалов, а именно, радиаторов отопления, сухих строительных смесей и растворов, теплоизоляции, и этот перечень планируется расширять.
Введение и расширение механизма обязательного подтверждения соответствия на строительные материалы, инициированная непосредственно производителями, несомненно, важная составляющая противодействия фальсификату на рынке, но она абсолютно не решает тех проблем, о которых мы сегодня говорим.
В целях противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо срочное законодательное введение механизмов прекращения действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на такую продукцию, в том числе решение проблемы прекращения действия сертификатов в случае лишения аккредитации органа по сертификации, прекращения декларации в случае ликвидации юридического лица.
Для решения указанных проблем требуется внесение изменений в Федеральные законы от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в целях признания недействительными сертификатов и деклараций обязательным требованиям.
В феврале 2018 года Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части установления механизмов признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия, а также совершенствования организации проведения обязательной сертификации продукции). Данным законопроектом:
Кроме того, законопроектом урегулируются вопросы прохождения инспекционного контроля на серийно выпускаемую продукцию в случае прекращения аккредитации органа по сертификации на основе механизма перезаключения договора на сертификацию с другим аккредитованным лицом с соответствующей областью аккредитации. Для реализации законопроекта потребуется принятие постановления правительства, устанавливающего случаи и порядок аннулирования регистрации деклараций о соответствии, порядок признания недействительными сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, в том числе сроки принятия решений, оснований признания недействительными.
Учитывая вышеизложенное, крайне важно как можно быстрее доработать указанный законопроект с участием профессионального сообщества и принять его.