Когда благоустройство является обязательным
Некоторые строительные нормы и правила, а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СНиП, СанПиН) предписывают обязательные мероприятия по благоустройству и озеленению территорий. Благоустройство территории может быть также предусмотрено проектами. И кроме того, решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как условие получения разрешения на строительство объекта недвижимости.
Как учитывать расходы на благоустройство в таких случаях?
Позиция Минфина. Ранее ответ на вопрос о включении затрат на благоустройство территории, предусмотренных в смете на строительство, в состав первоначальной стоимости строящегося объекта был отрицательным (см. письмо Минфина России от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201). Затраты на благоустройство, такие как асфальтирование, устройство дорожек, газонов и т. д., предлагалось учитывать как расходы, формирующие себестоимость отдельных объектов внешнего благоустройства (не связанных с основным строительством). При этом данные объекты не подлежат амортизации согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.
В 2007 году финансисты изменили свое мнение. Так, в письме от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/309 была рассмотрена ситуация, когда организация в ходе строительства офисного здания производила работы по благоустройству территории (озеленение). И сделан вывод: расходы на благоустройство как расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
Арбитражная практика. Судьи поддерживают организации и считают, что амортизация не начисляется только по объектам внешнего благоустройства, которые созданы за счет средств бюджетного или иного подобного целевого финансирования. Поэтому если объект сооружен без привлечения таких источников, то норма подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ о неначислении амортизации к нему не применяется. А понятие «другие аналогичные объекты», упоминаемое в указанном подпункте, в законодательстве не расшифровано. Следовательно, все неясности толкуются в пользу организации. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04.
Кроме того, суды признают обоснованными затраты по благоустройству в тех случаях, когда они обусловлены требованиями строительных либо санитарных норм и правил. И приходят к выводу, что такие расходы могут в полном объеме учитываться при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Об этом говорится в постановлении ФАС Центрального округа от 26 апреля 2007 г. № А68-АП-400/14-04.
На основании письма Минфина России № 03-03-06/1/309 и сложившейся судебной практики можно сделать следующий вывод. Если благоустройство территории непосредственно связано с созданием объекта недвижимости и проведено до его ввода в эксплуатацию, расходы по благоустройству включаются в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, по мнению автора, данные затраты можно учитывать в стоимости строящегося объекта, если работы по благоустройству прилегающих территорий:
В случае долевого строительства многоквартирных домов можно порекомендовать следующий порядок отражения расходов на благоустройство (НДС не рассматривается):
Инициатором благоустройства может выступить и сам собственник здания. Например, если строительная компания осуществляет деятельность по сдаче в аренду построенных офисных помещений (бизнес-центров) и преследует коммерческую цель повысить уровень их привлекательности (классность) и тем самым увеличить арендную плату, она может принять решение о дополнительном благоустройстве прилегающей территории.
В этом случае расходы на благоустройство, по мнению автора, можно учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Ведь расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).
При этом в случае создания отдельных объектов благоустройства в бухгалтерском учете их следует учитывать в составе основных средств (при условии соответствия критериям, установленным ПБУ 6/01). Амортизировать эти объекты позволяет пункт 17 ПБУ 6/01. Отражаются указанные операции следующими записями (без учета НДС):
Позиция Минфина России - не в пользу организаций.
Чиновники считают, что под общепринятым значением «благоустройство территории» следует понимать затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на ее территории. Поэтому в письме от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745 содержится вывод о том, что ни капитальные, ни текущие расходы на благоустройство территории в целях налогообложения не учитываются. Аргументы следующие.
Амортизировать объекты благоустройства нельзя на основании запрета, содержащегося в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.
А текущие затраты на благоустройство, по мнению финансистов, не связаны с получением доходов и поэтому не соответствуют критериям расходов, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ.
Налоговики в свою очередь, исходя из этой позиции, считают, что поскольку затраты на благоустройство не учитываются в расходах, связанных с деятельностью, облагаемой НДС, то по ним не применяется и вычет НДС. При этом суммы «входного» НДС нельзя включить и в стоимость приобретенных услуг (материалов, объектов основных средств), связанных с благоустройством. Так как статья 170 Налогового кодекса РФ содержит закрытый перечень таких случаев.
Обратите внимание: если исходить из этой позиции, в бухгалтерском учете суммы «входного» НДС придется учитывать на счете 91 «Прочие расходы» (не учитываемые при налогообложении).
Следует отметить, что арбитры поддерживают организации и в тех случаях, когда благоустройство не связано с обязательными требованиями. В отличие от чиновников судьи не считают, что эстетика и удобство с коммерческой деятельностью никак не связаны. Ведь привлекательный внешний вид территории производит хорошее впечатление на партнеров, что, в свою очередь, формирует положительное представление о компании в целом и создает благоприятную рабочую атмосферу. А значит, расходы также являются обоснованными и направленными на получение доходов. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 23 августа 2005 г. № Ф09-3476/05-С2 и Северо-Западного округа от 16 июня 2004 г. № А26-8219/03-210.
Понятие благоустройства в законодательстве не раскрывается. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения» лишь упоминается, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений. Можно сформулировать такое определение. Благоустройство – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города, обеспечение доступности городской среды, повышение комфортности условий проживания для жителей города, поддержание единого архитектурного облика города.
ГАРАЩЕНКО О.В.
ведущий аудитор-консультант, президент группы компаний «Эксклюзив Консалтинг»
Журнал «Учет в строительстве» № 5, 2008