По материалам пресс-центра ECCON GROUP
Утвержденные в 2016-2017 годах методики определения сметных цен на строительные ресурсы вызвали шквал критики со стороны профессионального сообщества, эксперты которого указывали на необходимость изменения основополагающих подходов к формированию нормативно-методической базы, т.к. они не соответствуют интересам строительных компаний России и их реализация с высокой степенью вероятности приведет к таким негативным последствиям, как:
Специалисты крупных компаний обращали внимание Минстроя России на необходимость переработки методик определения цен на строительные ресурсы, к которым имелось много принципиальных замечаний. Например, Ольга Гаращенко, заместитель председателя комитета по ценообразованию и сметному нормированию Российского Союза Строителей (далее – РСС), озвучила острейший вопрос, связанный с исключением из процесса формирования конечной цены ресурса посреднического звена, что, по мнению большинства строительных компаний, приведет к разрушению системы материально-технического обеспечения строительства. Большой объем замечаний был к методике определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, которая не учитывала ряд важнейших затрат, обусловленных различными условиями ведения строительных работ.
13 августа 2018 года, когда версталась эта статья, руководители рабочих групп О.В. Гаращенко и Е.В. Полль получили письмо Минстроя России с просьбой рассмотреть доработанный проект Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства. По предварительным оценкам, учтено большинство предложений профессионального сообщества.
Вместе с тем, остается множество вопросов к другим методикам, особенно в части разработки нормативных показателей, которые вызывают обоснованную критику. По-прежнему, не решены вызванные Постановлением Правительства РФ № 1452 от 23.12.2016 проблемы формирования данных о рыночной цене строительных ресурсов.
В связи с этим в ближайшее время планируется расширенное заседание рабочих групп, на которое приглашаются все, кто заинтересован в судьбе строительной отрасли. Только активное участие в обсуждении методических вопросов и сборе репрезентативного фактического материала позволит создать нормативную базу для определения сметной стоимости строительства, которая обеспечит баланс интересов государства и бизнеса.
Наибольшее количество претензий высказывалось относительно методики определения сметных затрат на оплату труда и отраженному в ней порядку расчета заработной платы с ориентацией на данные Росстата. Труд оценивается в данной методике одинаково как для нормальных, так и для вредных, опасных, тяжелых природно-климатических условий, без учета районных коэффициентов, северных и вахтовых надбавок и т.п.
Настойчиво звучало требование о сохранении отраслевых сметных нормативов для строительства технически сложных и уникальных объектов, отказ от которых приведет к искажению сметной стоимости в части принятых проектных решений, состава материалов, оборудования, машин и технологий выполнения работ. Отмечалась необходимость разработки укрупненных нормативов транспортных затрат, а также других серьезных доработок методической базы.
Не сумев наладить диалог с Минстроем, профессиональное сообщество в лице РСС обратилось в Администрацию Президента, вследствие чего Минстрою было поручено разобраться в ситуации. В декабре 2017 года на организованном Минстроем совещании, в котором приняли участие представители самого министерства, ФАУ «Главгосэкспертиза России», РСС, Ассоциации «Росасфальт», ООО «Стройгазмонтаж», ООО «Трансстроймеханизация», АО «СтройТрансНефтеГаз», принято решение о создании рабочих групп для доработки методик ценообразования на строительные ресурсы:
Благодаря добросовестности и энтузиазму руководителей рабочих групп в течение месяца был сформирован консолидированный пакет предложений по корректировке методик определения сметных цен на материально-технические ресурсы, перевозку грузов, эксплуатацию машин и механизмов, который был рассмотрен уже в январе 2018 года. Большое напряжение при обсуждении поправок опять вызвал вопрос, который в свое время подняла Ольга Гаращенко, относительно исключения из размещаемых во ФГИС ЦС отпускных цен посреднической надбавки. Высказывались серьезные опасения по поводу того, что данные тех производителей, которые реализуют свою продукцию через «торговые дома» или дилерскую сеть, будут искажать конечную цену материальных ресурсов, если в эти данные не будет включена посредническая надбавка. Однако в результате всестороннего анализа участники дискуссии согласились с тем, что исключение из стоимости материальных ресурсов многоступенчатых и часто неоправданных посреднических звеньев должно привести к снижению стоимости строительства. Если же производитель, действительно, нуждается в том или ином посредническом звене, издержки по оплате услуг такого звена должны учитываться в расходах по реализации продукции производителя, то есть включаться в цену продукции с использованием законодательно разрешенных договорных механизмов.
Рабочая группа по методологии определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов под руководством Павла Горячкина выступила с большим списком предложений по серьезной переработке утвержденной методики, а также по корректировке нормативов на выполнение ТО, всех видов ремонтов и диагностирования техники, средних показателей годового режима работы машин и механизмов, по учету особенностей разработки сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов зарубежного производства, включения механизированного инструмента в состав ГСН, по изменению методов расчета средневзвешенной восстановительной стоимости машин и др.
Уже в феврале 2018 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» было принято большинство предложенных рабочими группами поправок к методике определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства.
Одной из основных проблем при работе над поправками, как не раз отмечалось руководителем рабочей группы Ольгой Гаращенко, является недостаточная информированность строительной отрасли о реформе и слабая вовлеченность в нее бизнеса, в связи с чем у разработчиков методик отсутствует репрезентативная и объективная информация о современных реалиях строительного производства. Получение такой информации без добровольного участия строительных компаний практически невозможно.
Именно из-за этого рабочей группе под руководством Павла Горячкина не удалось сформировать необходимый объем обоснований для корректировки методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, в связи с чем предложения этой рабочей группы не были приняты.
Наиболее сложная ситуация сложилась вокруг методики определения сметных цен на затраты труда. Как неоднократно указывал Павел Горячкин, имеется масса нерешенных методических вопросов принципиального характера. Например, острейшие дискуссии вызвал заложенный в основу расчета сметных затрат на оплату труда подход, при котором указанные затраты определяются исходя из данных о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций по субъектам РФ, формируемых Федеральной службой государственной статистики. Анализ показал, что статистические данные, которые предполагается использовать для определения сметных цен на затраты труда, искажены или обобщены настолько, что не соответствуют реальному уровню и не имеют требуемой детализации. Они не отражают структуру заработной платы, на основании которой можно было бы учесть разницу в квалификации необходимых трудовых ресурсов, в режиме работы, в конкретных особенностях строительства, которые напрямую влияют на его фактическую себестоимость. Они не достоверны из-за высокой доли «черных» и «серых» схем в фактической оплате труда. Ярким примером служат показатели компании АО «Мостострой-11» (Тюмень), где среднемесячная заработная плата составила 56 тыс. рублей, что более чем в полтора раза выше, чем в среднем по строительной отрасли Тюменской области в тот же период – 36 тыс. рублей. А ведь зарплата является базой для расчета других сметных затрат, поэтому искажения сметы будут прогрессивно нарастать. Таким образом, при утвержденном методическом подходе уже на стадии формирования цены контракта в него закладывается убыточность.
Благодаря усилиям рабочих групп, в апреле 2018 года состоялся конструктивный диалог с разработчиками ФАУ «Главгосэкспертиза России», в результате чего было принято решение сформировать предложения по изменению и дополнению методики определения сметных цен на затраты труда, включающие возможность определения базового показателя оплаты труда на основании информации от подрядных организаций, учета надбавок, выплат стимулирующего и компенсационного характера, разницы показателей прожиточного минимума, выплат по районному регулированию, надбавок за вахтовый метод и иных дополнительных начислений, не учитываемых в базовом показателе. На основании принятых решений начат опрос предприятий по разработанному опросному листу, который был подготовлен ФАУ «Главгосэкспертиза России». Через РСС профессиональному сообществу также направлена просьба о предоставлении фактических данных для обоснования предложений рабочей группы по методологии определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.
А в мае 2018 года Минстрой и ФАУ «Главгосэкспертиза России» попросили руководителей рабочих групп Ольгу Гаращенко и Елену Полль дать оценку со стороны профессионального сообщества новой редакции МДС 35 «Методика определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории Российской Федерации». В анализе этого документа приняли участие крупнейшие строительные компании (ПАО «Мостотрест», АО «Мостострой-11», ОАО «Новосибирскавтодор») и ведущие специалисты отрасли (в частности, заслуженный строитель России С.С. Абдрахманов). В результате проделанной работы к проекту МДС 35 предложено более 70 поправок.
31 мая 2018 года руководители рабочих групп Ольга Гаращенко и Елена Полль получили приглашение Минстроя принять участие в согласительных совещаниях по проектам еще восьми методик:
Указанный пакет документов вызвал множество замечаний, которые были переданы рабочими группами в Минстрой. Большинство замечаний касаются подходов к разработке нормативных показателей и их значений. Особенно много нареканий вызвала методика определения накладных расходов, нормативная величина которых в разы меньше реально сложившегося в отрасли уровня.
Большой проблемой является сам порядок установления нормативных показателей, не предполагающий какого-либо обоснования или раскрытия со стороны их разработчиков, которые сложили с себя обязанность доказывания своей позиции, исходя из принципа: кто не согласен, пусть сам формирует обосновывающую базу.
По-прежнему имеется много проблем с наполнением ФГИС и КСР, их нормативно-методической и технической поддержкой. Не сняты вопросы относительно достоверности и актуальности размещаемых в этих системах данных, а это – ключевые вопросы, т.к. они напрямую определяют результаты применения ресурсного метода сметных расчетов.
В связи с тем, что в ближайшее время Минстрой планирует утвердить новые методики определения сметной стоимости строительства, профессиональному сообществу необходимо проявить свою принципиальную позицию и объединить усилия для того, чтобы проводимая реформа не привела строительные компании России к финансовому краху, а обеспечила достижение ее целей и положительный эффект, как для государства, так и для бизнеса. Необходимо двигаться вперед, активно участвуя в деятельности рабочих групп, предоставляя необходимую фактическую информацию, мобилизуя организационные и интеллектуальные ресурсы для защиты интересов отрасли. Ведь отрасль – это не какая-то виртуальная субстанция, а конкретные предприятия и конкретные люди, которые действуют в соответствии со своими жизненными приоритетами, которые необходимо отстаивать.